Психология детско родительских отношений

Психология детско родительских отношений
23 Ноября, 2023
45

Психотерапия в контексте детско-родительских отношений для меня актуальна как для мамы двоих детей с довольно большой разницей в возрасте, так и как для специалиста.

Когда родители отмечают у своих детей появление проблем психологического характера, они, как правило, обращаются к психологу с просьбой поработать с ребенком, помочь ему в том или ином вопросе: «У нас все хорошо, просто нужно с ребенком позаниматься». В то время, как в большинстве случаев психологическая помощь более важна для них самих. В первую очередь работа психолога заключается в сборе анамнеза не ребенка, а семейной системы, которая, в свою очередь, вызвала изменения в емоционально-поведенческой сфере ребенка и в коррекции которой состоит помощь психолога. И это больше – для родителей. Ведь когда мы имеем дело с агрессией, нам важно понимать, как между собой общаются взрослые. Если ребенок начал обманывать, как часто вы, родители, говорите друг другу неправду. У ребенка повысился уровень тревожности, а как обстоят дела с Вашей тревогой?

Семейная иерархия схематично выглядит так: мать и отец вверху, ребенок – внизу. И если эта схема по каким бы то ни было причинам нарушается либо трансформируется, это влечет к эмоционально-поведенческим изменениям как у ребенка, так и у других членов семьи.

Начиная терапевтическую работу с родителями, я, в первую очередь, выясняю для себя то, каким образом и кто укладывает ребенка спать. Кто и какие книги ему читает. Кто их выбирает. О чем идет разговор. Ответ на эти нехитрые вопрос демонстрирует степень эмоциональной связи, безопасности и принятия в семье. Это время, когда нет места критике. И как вечерний город отдает свое тепло, накопившееся за день, так дети готовы делиться с нами откровениями. Очень важно каждый вечер, перед сном задавать им следующие четыре вопроса:

– Что тебя удивило, обрадовало?

– Чему ты научился?

– О чем подумал, задумался? (М.Розенблюм).

Именно такое «систематическое внимание» к эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере ребенка позволяет мягко, экологично строить невидимые связи проинформированности о жизни наших детей, чего так часто не хватает родителям, чьи дети вошли в подростковый возраст.

Приблизительный месседж родителей подростка, которые пришли за помощью к психологу таков: «Мы все перепробовали и не знаем, что делать дальше». Действительно, в этот период между подростками и родителями теряется доверие, возрастает непонимание и кажется, что об одном и том же идет разговор на разных языках. Именно поэтому, у родителей опускаются руки, и они готовы пустить все на самотек.

В данном случае на первый план выступает поддерживающая терапия самих родителей. Ее основными заданиями являются следующие: продемонстрировать, что они не одиноки в своих проблемах, которые носят временный характер. Сконцентрировать внимание на сильных сторонах своего ребенка и сформулировать зоны его ближайшего развития. Проинформировать родителей о биохимии подростка. Снабдить их ресурсом и верой в то, что у них хватит сил для того, чтобы и дальше развивать ребенка. Вернуть ответственность за него.

Работая с родителями над проблемой взаимоотношений, часто использую арт-терапевтические техники, которые, на мой взгляд, являются более мягкими и не вызывают сопротивления со стороны клиентов. Одной из них хочу поделиться с Вами.

Предложите родителю создать некую картину настоящих отношений с ребенком. Ее можно нарисовать, выложить из ткани, представить в виде скульптуры. Обязательным условием является только то, что в ней должно быть два элемента – родитель и ребенок. Далее, по такой же схеме, изобразите картину идеальных отношений.

Анализируем по следующей схеме:

– Как чувствует себя каждый элемент на первой картине?

– Как чувствует себя каждый элемент на второй картине?

– Каких эмоций много, каких не достает на первой картине?

– Как с эмоциями на второй?

– Как можно прийти из того что есть в то, что хочу?

– Кто должен сделать первый шаг? Правильный ответ – «Я»: это об ответственности

– Что нужно позволить себе, чтобы перейти из реальных в идеальные отношения?

– Что нужно разрешить/запретить ребенку?

– Что мешает, что останавливает?

– Какие ресурсы есть уже сейчас?

– Какие простые действия можно запланировать, чтобы начать движение?

Дорогие родители, берегите детей, и, конечно же, любите себя. Ведь только счастливый родитель и только собственным примером сможет научить своих детей быть счастливыми.

Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гарибашвили Т.И.,

Текст научной работы на тему «Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии»

Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики

ности Е. Торренса» (А.с. №20046510763), «Сравнение двух срезов теста креативности Е. Торренса» (А.с. № 2004611381), «Интерпретация теста дивергентного мышления Ф. Вильямса» (А.с. № 2004611379), «Интерпретатор теста самооценки творческих характеристик личности по Ф. Вильямсу» (А.с. № 2004611380), «Программа-интерпретатор теста Акцентуации характера К. Леонгарда – Шмишека» (А.с. № 2004611382), «Программа интерпретации теста психологических защит LSI» (А.с. № 2004611383).

ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, также как дети с «комплексами», «забитые» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и др.). Одним из условий влияющих на проявление тревожности у детей как указывают С.В. Ковалев,

А.И. Захаров, И. Коган является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения -это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова).

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек и др.), но чаще психологи-практики. С начала ХХ века в психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в этиологии психических заболеваний. В центре внимания психоанализа – семейные отношения клиента с родителями в раннем детстве, исследователи пытаются найти ответ на вопрос о причинах ряда психических заболеваний.

В отечественной науке начало развития семейной психотерапии связано, прежде всего, с работами В.К. Мягер (1968, 1973, 1976), Т.М. Мишиной (1974),

В.М. Воловика (1973, 1975), А.М. Захарова (1973, 1978), Э.Г. Эйдемиллера (1973).

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, слабо поддающиеся коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объективной структуры – всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы исходим из следующих положений: 1) существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка; 2) для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

Важную роль в развитии психологии детско-родительских отношений сыграли труды вышеперечисленных авторов, они широко используют свой собственный материал, разработали новые психологические тесты и модифицировали ряд прежних методик психологического исследования. Их работы помогают не только педагогам, работающим с детьми, но и родителям в воспитании своих детей.

О.Г. Власова, Н.Г. Мещерина

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДА

АДВОКАТА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Профессия адвоката в настоящее время стала одной из самых востребованных в российском обществе. Объективной причиной этого является возрастание экономической и социальной активности граждан, происходящей на фоне формирования в России начальных основ правового государства. В то же время, рост количества адептов адвокатуры связан и с бытующими в общественном сознании мифами о сверхвысоких доходах адвоката, а также о том, что адвокатская деятельность, создавая предпосылки для реализации личностных ресурсов, предоставляет свободу в действиях и организации рабочего времени.

Между тем, адвокатский труд является одним из самых сложных среди юридических профессий, выделяясь из него необходимостью беспрестанного разрешения дилемм этического и правового характера и, как следствие – противоречивостью требований, предъявляющихся к личности адвоката. С одной стороны, адвокат – это, прежде всего, представитель закона, смысл деятельности которого состоит в поиске истины и установлении объективных фактов. С другой стороны, специфика труда адвоката заключается в его субъективности, в какой-то мере, личност-

Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников

Екатерина Козина
Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и

практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Для маленького ребенка семья — это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым и лицемерным.

По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина, родительские отношения — это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала внимание многих психологов самых различных школ и направлений. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностным, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская и многими другими, который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку —родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н. И. Буянов, А. Я. Варга, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская, Т. В. Якимова и др.).

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным

как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной

степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства, как социального института.

Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их

отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и

динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно

говорить о принципиальном равенстве партнеров —как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, —то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной.

Анализ психолого-педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в данном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые проявляют себя в различных видах девиантного и аддитивного поведения. В связи с этим высокий уровень конфликтности старших дошкольников требует своевременного выявления и коррекции.

Внутри данной проблематики исследования заявлена конкретная тема:

«Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников».

В рамках данной темы было организовано и проведено исследование с целью выявления психологических особенностей детско-родительских отношений старших дошкольников в семье.

Предмет исследования —детско-родительские отношения старших дошкольников в семье.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

Нами было проведено исследование детско-родительских отношений с по-

мощью методики «Кинетический рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом.

В исследовании принимали участие дети подготовительной группы детского

сада № 8 города Красногорска.

В ходе количественного анализа рисунков детей было выявлено что 86%

детей оценивают семейную ситуацию как благополучную, но тем не менее в

каждой исследуемой семье были выявлены такие характеристики детско-родительских отношений как тревожность, конфликтность, чувство неполноценности и враждебности в семейной ситуации.

Сравнительный анализ выявил следующие особенности семейной ситуации

и уровня эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста в семье.

Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем

конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации.

Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем

враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. При их усилении у ребенка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.

Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.

Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему. В таких семьях недостаток материнской и отцовской чувствительной поддержки ребенка в старшем дошкольном возрасте влияют на эмоциональную сферу ребенка, его модель понимания тесных взаимоотношений. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью,

конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений

является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное

личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка.

Детско-родительские отношения, возникающие в процессе становления

личности ребенка, имеют определенную специфику и характеризуются относительной непрерывностью и длительностью во времени; эмоциональной значимостью для ребенка и родителей; амбивалентностью в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемостью отношений в зависимости от возраста ребенка; потребностью родителей в заботе о ребенке; принятием родителями на себя ответственности за ребенка.

1. Котова Е. Детско-родительские отношения в различных типах семей. Красноярск, 2004.

2. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. М. ; Обнинск, 2004.

3. Варга А. Я., Столин В. В. Работа психолога с родителями // Детский психолог. 1998.

Особенности межличностных отношений дошкольников «Особенности межличностных отношений дошкольников». Примерный план изучения темы. Понятие о личности. Понятие о группах и коллективе. Развитие.

Консультация для родителей «Развитие позитивных детско-родительских отношений» Консультация «Развитие позитивных детско-родительских отношений». Выполнила: воспитатель Печерина Н. В. Детский сад «Березка» Детско-родительские.

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении.

Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке» Проект Детско-родительских отношений «Лето в «СКАЗКЕ» Девиз проекта: «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!» Составитель: Самсоненко Е. И. Место проведения: МБДОУ №49 “Золотой петушок” г. Симферополя в подготовительной группе № 04 «Звездочка». Цель:.

Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность. Укрепление детско – родительских отношений через совместную деятельность. Мысленно еще ни раз хочется возвратиться к очень теплому, красочному,.

Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка.