По исламу отношение мужа к жене

По исламу отношение мужа к жене
23 Ноября, 2023
36

Как должен муж-мусульманин относиться к жене?

Всевышний предписал мужчине хорошо относиться к своим женам и проявлять только лучшее по отношению к ним: «Живите с ними достойно» (4:19).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене».

Милосердие Пророка (мир ему) говорит нам, что отношение мужа к своей жене отражается в благом нраве, который в свою очередь является отражением веры.

Как мужчина может проявлять благое по отношению к своей жене?

Он должен улыбаться ей, не причинять ей боли, отдалить ее от всего, что может навредить, обращаться с ней мягко и быть терпеливым с ней.

Быть хорошим по отношению к своей жене заключается в хорошем общении. Муж должен быть открытым к разговору и стремится выслушать свою жену.

Очень часто мужчины выставляют напоказ то, что их расстраивает, например, дела, связанные с работой. Он не должен забывать спросить, что ее беспокоит, например, когда дети не хотят делать уроки.

Мужу не следует обсуждать важные вещи со своей женой, когда он или его жена зла, устала или голодна. Общение, компромисс и обсуждение – краеугольный камень брака.

Доброе отношение заключается также в ободрении и воодушевлении. Восхищение исходит от искреннего сердца, которое замечает то, что действительно важно – важно для вашей жены. Мужчина должен узнать, в чем жена чувствует себя неуверенно и незащищено, и что для нее является наиболее существенным. В этом надо ее хвалить.

Чем больше мужчина делает комплиментов, тем больше жена будет восхищаться, тем больше это станет привычкой. Нужно говорить такие комплименты, как «Мне нравится, как ты думаешь», «Тебе очень идет это платье», «Мне нравится слышать твой голос по телефону».

Люди не совершенны. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами».

Мужчина не должен ненавидеть свою жену только потому что, ему не нравится в ней что-либо, если он даст ей шанс, то обретет то, что в ней нравится. Составьте список качеств, которые вы цените в своей жене, и пополняйте его ежедневно.

Эксперты в области брака советуют концентрировать свое внимание на положительных чертах вашей половинки, как и пророк Мухаммад (мир ему). Составьте для себя этот список и заглядывайте в него в моменты конфликтов, когда вы наиболее нерасположены к своей жене.

Сподвижник спросил посланника Аллаха (мир ему): «О посланник Аллаха, какие права у жены?» Он (мир ему) ответил: «Ты должен кормить ее, когда ешь сам. Одевать ее, когда одеваешься сам. Ты не должен бить ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не имеешь право избегать её, кроме как на супружеском ложе (хаджр)».

Конфликты в семейной жизни неизбежны, и часто они приводят к злости. Несмотря на то, что со злостью очень тяжело справиться, первым шагом к ее контролю может стать прощение тех, кто сделал нам больно.

При возникновении конфликта муж не должен переставать разговаривать со своей женой и причинять ей вред морально, но может спать в другой постели, если это улучшит ситуацию.

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

Отношение к жене в Исламе в свете жизнеописания Пророка ﷺ

Всевышний Аллах установил бракосочетание средством заселения этой земли для сохранения потомства, для защиты общества от распространения нечестия и порока. Также Создатель сделал отношения между супругами самыми возвышенными и превосходными, построив их на спокойствии, любви и милости. Всевышний сказал (смысл): « Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие » (сура «Рум», аят 21).

Всевышний Аллах побуждает Своих рабов к доброму отношению к своим жёнам и хорошему сожительству с ними. А также к их попечению через ведение их дел и присмотр за ними. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении к женщинам, воистину Всевышний вам их доверил, и взяли вы их в жёны посредством слова Аллаха».

Также Пророк ﷺ сказал: «Мумином, обладающим более совершенной верой, является тот, кто красивее нравом и добрее к своей семье».

Ещё Пророк ﷺ предупредил, что попечение жён не должно быть дверью к господству над ними, источником притеснения, высокомерия и их эксплуатации, сказав: «Не войдёт в рай джавваз», что означает «грубый к своей семье».

И речь Посланника Аллаха ﷺ не является всего лишь теорией, передаваемой мудростью – наоборот, мы видим эти отношения в жизни Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Наилучший из вас – наилучший для своей семьи, и я наилучший среди вас для своей семьи».

Так засвидетельствовали и жёны Пророка Мухаммада ﷺ. Наша госпожа Сафият (да будет доволен ей Аллах) сказала: «Я не видела никого нравственнее Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Наша госпожа Айша (да будет доволен ей Аллах) сказала: «Посланник Аллаха любил мягкость во всех делах, был самым мягким, щедрым, много смеющимся и улыбающимся».

Посланник Аллаха ﷺ обучил нас, что этика взаимоотношений с жёнами – радовать их и предоставлять им то, чего они хотят, в рамках Шариата. Наша госпожа Айша (да будет доволен ей Аллах) рассказывает: «Я была с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пути, и я его опередила наперегонки, а когда я стала чуть взрослее, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) у меня выиграл и сказал: “Это тебе за тот раз!”»

Показать жене свою любовь – значит порадовать её. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о Хадидже (да будет доволен ей Аллах): «Я был наделён любовью к ней».

Муж и жена являются дополнением друг друга. У каждого из них своя роль в этой жизни. И вместе с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил нас, что взаимопомощь в семье – признак высочайших нравов, так как связь между мужем и женой основывается на любви и взаимопомощи, на доброте и милости. Когда Айшу (да будет доволен ей Аллах) спросили: «Чем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) занимался дома?» – она ответила: «Помогал по хозяйству». Да, он помогал жене в её обязанностях и делах.

Так как женщина по своей природе создана судящей по чувствам, мужчина обязан беречь её чувства и эмоции. Не следует мужчине проводить всё время на работе, в кругу друзей и оставлять жену без проявления дружелюбия к ней. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил ночью, беседуя с Айшей (да будет доволен ей Аллах).

Имам Аль-Газали говорит: «Благой нрав – это не нанесение вреда, а наоборот, перенесение неприятностей от жены и проявление кротости, когда она злится; в этом – следование за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

Мать правоверных Айша (да будет доволен ей Аллах) сказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ни разу не ударил жену.

Таково послание Ислама насчёт отношения к жене, проявления доброты к ней и хорошего сожительства. Эти качества воплощают нам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в его взаимодействии с жёнами. И нам ничего не остаётся, кроме как придерживаться нашей религии, пути нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), придерживаться нрава Корана. Необходимо, чтобы весь мир увидел эти великолепные явления цивилизации в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к жёнам четырнадцать веков тому назад, в то время как весь мир от запада до востока размышлял о том, считается ли женщина человеком или нет.

Это рождает множество стереотипов и предрассудков относительно того, как строятся, например, отношения в мусульманских семьях.

Важными понятиями для всех мусульман являются «халял», «макрух» и «харам». «Халял» – это то, то дозволено, разрешено и законом, и религией. «Макрух» – это нежелательное, но и не запрещенное действие. Прямого запрета оно не имеет, но если к нему относиться легкомысленно, то это путь к греху. «Харам» – это запрещенное законом или религией действие, за которое человека ждет кара после смерти, а при жизни его могут покарать соотечественники в соответствии с законами шариата.

Отношения мужа и жены в исламе

Мусульманство не так строго запрещает развод, как, например, христианство, однако в нем довольно четко расписано то, что дозволено мужу и что ему запрещено в отношении жены. Развод в этой религии крайне не приветствуется, однако есть ситуации, при которых мужчине по исламу запрещено создавать семью, а если он ее создал, то обязан развестись по первому требованию жены. Сюда относится, например, жестокость по отношению к женщине.

Люди, далекие от ислама, считают, что отношение мужа к жене в этой религии строгое, даже жестокое, что женщина находится в добровольном рабстве сначала у отца и братьев, потом у мужа. Все это далеко не так, как кажется. Обязанности мусульманского мужа по отношению к жене столь обширны, что могут запросто конкурировать с огромным этическим кодексом, принятым в любой другой религии или культуре. Приведем лишь некоторые требования ислама к мужьям.

Муж-мусульманин обязан демонстрировать хороший характер по отношении к жене. Он должен укрощать свой дурной нрав, не изводить ее придирками и не проявлять жестокость.

Если муж приходит с работы, он должен спросить о самочувствии свою жену. И в зависимости от ее ответа действовать. Если она чувствует хорошо, ему дозволено наедине ее приласкать, обнять, поцеловать. А если вдруг она выглядит растерянной или огорченной, муж обязан расспросить ее о причинах и помочь в решение проблем.

Европейцы могут позавидовать некоторым вещам, если прочтут подробнее о том, что дозволено мужьям по отношении к жене по исламу. Вот, например, в христианских культурах не очень принято давать ложные обещания. В исламе считается, что для того, чтобы успокоить женщину, мужчине дозволено обещать ей золотые горы. Мужчина с чистой совестью и без греха может пообещать ей все, что она захочет, даже если точно знает, что выполнить это не в силах. Считается, что так как муж – единственный кормилец семьи, а жена сидит дома и воспитывает детей, то муж обязан лелеять в ней веру в лучшее.

Дома мусульманская жена вовсе не обязана ходить в чадре и парандже. Более того, мужчина обязан покупать ей лучшую одежду и самое красивое белье и украшения по первому запросу. Прятать свою красоту и сексуальность жена должна только на людях. Дома же мусульманскому мужу дозволено видеть ее во всей красе. При этом мужу не рекомендуется экономить ни на одежде, ни на питании для жены. То есть он может купить на последние деньги роскошные яства и максимально дорогие украшения, только лишь бы порадовать любимую жену. А вот скупость и скаредность мужа может в исламе считается грехом.

Большой спор возникает среди толкователей Корана и изучающих ислам религиоведов по поводу воспитания мужем своей жены. Многие уверены, что дозволено мужу по отношении к жене по исламу легкое рукоприкладство. На самом деле, муж в исламе хоть и должен воспитывать свою жену, но бить ее практически не имеет права. Женщины, которые не хранят честь семьи и не берегут ее имущество, могут быть наказаны мужем. Неблагодарность, вероломство и преступление против законов шариата муж может попытаться остановить самостоятельно, и только если ему это не удастся, тогда он обязан передать жену правосудию. Муж обязан оберегать молодую семью от сплетен, а жену – от наветов. С другой стороны, если сама жена отличается дурным нравом, любит склоки и сплетни, он должен воспитывать в ней уважение к старшим. Особенно это касается ситуаций, в которых молодая жена конфликтует с его сестрой или матерью. Для того, чтобы мир между семьей и старшими родственниками был более возможным, муж обязан хранить в тайне всю информацию о недостатках в характере и воспитании жены.

В случае семейных ссор, мужу по исламу полагается замолчать. Чтобы не раздувать конфликт, муж у дозволено хранить молчание в течение суток. Жена за это время должна прийти в себя, остыть и извиниться. Мусульмане верят, что женщина не в состоянии выдерживать молчание мужа долго, и это является для нее самым худшим наказанием. Даже самая гордая и строптивая жена способна за сутки взять себя в руки и найти мирные решения возникших недоразумений.

Большое внимание в исламе уделяется молитвам мужа за жену. Воспитанию мужем жены у мусульман придается огромное значение. Так что муж должен молиться Аллаху за любые улучшения в поведении жены, просить его о них, или благодарить, если они уже произошли. На мужчине же лежит и ответственность за несовершение греха. Считается, что женщина более порочна и слаба, а муж, как глава семьи и более сильный человек, обязан противостоять грешным мыслям жены. При этом муж не должен быть занудой, и обязан позволять жене проявлять мелкие пороки и недостатки, которые не ведут к греху. То есть он не должен к ней слишком придираться, и контролировать может лишь то поведение, которое может привести к хараму (запрещенному действию). При этом игры с женой, даже азартные, дома не считаются грехом, даже приветствуются, так как способствуют укреплению семьи, а вот выход в развлекательные заведения жене обычно запрещен, и муж должен следить за этим очень строго.

Как видно из выше сказанного, основы семейной жизни в исламе не сильно отличаются от семейных укладов приверженцев других религий. Понимание этого факта должно способствовать более мирному существованию людей разных культур и вероисповеданий рядом друг с другом.

Ислам не делит жизнь человека на светскую и религиозную составляющие. Как говорят сами мусульмане, это определённый образ жизни, которые охватывает абсолютно все её аспекты. Не остаётся в стороне и такой важный вопрос межличностных отношений, как семья.

На портале «Ислам.Глобал» мы уже писали об исламском взгляде на институт семьи , о правах и обязанност ях жены , а также об отношении детей к родителям . На этот раз подробно раскроем тему того, каким должен быть муж по Шариату.

Начнём с того, что обязанность по сохранению семейного очага, продолжения рода и воспитания детей в одинаковой степени лежит на обоих супругах. Правда, (и это обусловлено естественнымм причинами) роли мужчины и женщины в этих направлениях различны.

Так, в Священном Коране отмечается, что мужчина должен выступать попечителем, опекуном в семье.

“[Определено Нами в отношении мужей, что] они выполняют роль опекунов женщин [в семейных делах]. ” (4:34)

Связано это с тем, что мужчины по природе своей добытчики, которые обеспечивают супругу и детей необходимыми ресурсами в виде материального достатка, жилья и прочего. В связи с этим многие мусульманские богословы отмечают масштаб ответственности, который ложится на плечи главы семьи. При этом важен не только факт добычи им необходимых ресурсов, но и соответствующее поведение, беспрекословное и искреннее соблюдение религиозных предписаний, стремление к постоянному духовному, интеллектуальному и физическому развитию. Именно эти качества должны почерпнуть у отца семейства дети.

Нельзя ни в коем случае принижать значение жены в семейных отношениях. Мужчина не должен относиться к ней как к служанке, которая занимается исключительно домашними делами. В западной культуре супружеская пара характеризуется как союз двух партнёров. Фактически исламский взгляд на институт семьи примерно таков (без некоторых чрезмерных проявлений в виде однополых браков), ведь муж и жена должны быть по-настоящему друзьями, цель которых заключается в совместном развитии в контексте как жизни в этом мире, так и в вечности. В Коране говорится о равноправии мужа и жены, несмотря на то, что положение мужчины выше из-за большей ответственности, которая ложится на его плечи.

“. жёны имеют такие же права и обязанности, что и их мужья, хоть и положение последних выше. ” (2:228)

Очевидно, что мужу надлежит изучить особенности характера, повадки, вкусы, интересы своей жены. Ему необходимо быть внимательным к заботящим её мыслям и быть участвующим в делах, которые требуют помощи. Всё это так же касается женской заботы в отношении мужа. Отсутствие эмоциональной связи и понимания друг друга чревато скандалами, которые ведут в конечном счёте к разводу.

Муж – пример хороших манер для детей и других родственников. Никакие жизненные неурядицы, проблемы не должны вызывать уныние у самого ответственного члена семьи. Каким бы жёстким ни было разочарование, ни в коем случае нельзя психовать и срываться на ком-либо из окружающих. Необходимо помнить, что жить с неуравновешенным и постоянно ноющим человеком не захочет не только супруга, но и дети, которые чутко реагируют на эмоциональный фон в доме и переживают за своих родителей. Ещё хуже, если они будут расти в атмосфере скандалов и злобы на окружающий мир. Исправить сформированный таким образом характера ребёнка в уже взрослом возрасте будет очень непросто. Ему придётся всю свою жизнь идти с грузом проблем, ответственность за которые лежит на отце, главе семейства.

Естественно, семейные отношения могут вступить в полосу кризиса, когда какая-то из сторон попытается сделать всё так, как того хочется именно ей. Одно из важнейших для мужчины условий в этой ситуации – ни в коем случае нельзя применять физическую силу. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) отмечал в одном из своих хадисов, что мужчина, избивающий свою жену, сам заслуживает в качестве наказания за подобную прыть избиения. Это, конечно, не значит, что родственники жены в случае рукоприкладства со стороны мужа должны устраивать самосуд над ним. Такое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.) выступает в качестве предупреждения тем мусульманам, которые могут посчитать насилие аргументом в спорах.

Решение в этой ситуации простое и, конечно же, банальное. Семейное счастье реально построить только совместно. Этот тезис донельзя избит временем и уже набил оскомину, но почему-то фактически понимает его далеко не каждый. Про неукоснительное следование ему можно и вообще промолчать, ведь примеров неблагополучных брачных отношений в последнее время не счесть. Есть такие примеры, увы, и среди мусульман. Не последнюю роль в этом играют мужчины. Так что им есть над чем усердно работать. Необходимо понимать тех, за кого ты в ответе перед Аллахом, и уметь идти на уступки, не возвеличивать собственное эго до невообразимых высот и постоянно отдавать себе отчёт, что за все поступки будет воздаяние от Всевышнего Творца. Семейные отношения могут стать причиной либо попадания в Ад, либо наслаждения Райской обителью.

Обязанности мужа в Исламе

Вообще, Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к мужчинам и сказал:

Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их.

В другом хадисе говорится:

Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо! (аль-Бухари и Муслим).

В этом примере содержится прекрасное объяснение сути женщины и особенности ее природы. Так, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того муж, и он обязан знать, что это – ее врожденное свойство, он не должен пытаться исправить ее в мелочах в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Муж должен снисходительно относиться к оплошностям своей жены и предпочитать не замечать мелочи, принимая во внимание врожденные свойства представительницы прекрасного пола. В результате этого, в доме супругов воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нем не будет споров и ссор.

В Исламе, естественно, имеются различия в правах и обязанностях мужчин и женщин, но, ни в коем случае, не ущемляются права мусульманки. Утверждения об ущемлении прав женщин в Исламе недостоверны. Здесь Ислам исходит из того, что у мужчины и женщины разные способности и возможности. К примеру, никто не будет считать ущемлением прав детей, если мы не предоставим им такие же права, как и взрослым. Или же сравним другой пример. Родители не разрешают своему маленькому ребенку поднимать и тащить какие-то тяжести, так как это может причинить вред его здоровью. Родители остерегают своих чад от всего вредного ради их же пользы. Ведь никто не отрицает, что у женщин много особенностей и отличий от мужчин. Следовательно, требования к ним тоже разные, соразмерно их способностям и возможностям, и установлены они ради их же блага.

Посмотрите на окружающий нас мир. Наука утверждает, что вся Вселенная устроена гармонично. И как бы ни старались, более оптимального и лучшего варианта для чего бы то ни было мы предложить не в состоянии. Это же относится и к семье. В Шариате все оптимально, потому что он установлен Творцом всего сущего. Создатель лучше знает, для чего создано сотворенное Им. Отсюда следует, что подобное значение семье, как в исламском обществе, не придается более нигде. Ведь если объявить полное равноправие супругов (т.е. предъявить к ним одинаковые требования), то это будет несправедливо, в первую очередь, по отношению к женщине.

Если супруги будут знать свои права и обязанности и воспользуются ими, то Аллах подарит им прекрасную жизнь. В Коране сказано:

Искренне верующим, совершающим благие деяния, будь то мужчина или женщина, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь. Мы непременно воздадим им прекрасной, большей наградой, чем той, которую они заслужили своими деяниями!

Несколько советов мужьям: как создать хорошую домашнюю атмосферу в семье?
«Каждый из вас – пастух и каждый несёт ответственность за свою паству»– этот хадис в главном своём значении указывает на ответственность мужа перед своей семьей. Мы, мужчины, часто обвиняем жён в непокорности, приводим множество хадисов, где осуждается непокорность жены к мужу, и, забываем, что непокорность жены является… следствием нашей непокорности Всевышнему.

Подобно тому, как мы возлагаем ответственность на самого старшего ребёнка в семье, когда отсутствуем дома, так как он более развит разумом – также и Аллах возложил больше ответственности на мужа. Ведь у женщины в девять раз меньше разума, чем у мужчины – и поэтому ответственность у мужчины в девять раз больше. И по этой причине мужу необходимо взять на себя всю ответственность за сохранение хорошей«домашней атмосферы», стараясь походить на лучшего изо всех примеров для подражания – на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Далее мы приведём основные пункты этики поведения мужа в отношении жены.

1. Супруг должен терпеливо выносить вред и обиду, причинённые женою, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, осознавая, что всё это происходит из-за малого разума, как мы об этом ранее говорили, т.е. у женщин в основном эмоции преобладают над разумом. Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Терпящего плохой характер жены Всевышний одарит наградой, подобной данной Пророку Аюбу из-за перенесённых им бед». В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.

Умеренность в ревности

Содержание семьи

4. Муж обязан содержать семью. Ему необходимо, по возможности, обеспечить жену приемлемыми условиями жизни. Также он должен обеспечить её достаточной пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам) – то это засчитывается ему как милостыня» (аль Бухари, Муслим). Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью». В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению. Но надо отметить тут, что её заработок не должен противоречить Шариату, т.е. она не должна уединяться с мужчинами на работе и т.д. Если жена строптивая и непослушная, муж может ограничить расходы на неё.

Религиозная образованность

5. Супругу следует дать жене необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить, или хотя бы предоставить ей необходимую для этого литературу. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама: совершала намаз, постилась в месяц Рамазан, возмещала посты, пропущенные из-за месячных циклов и т.п.

Если более, чем одна жена

6. Если у мужчины более, чем одна жена – то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жён, и уделит внимание одной больше, чем другой – в Судный День воскреснет кривобоким» (Абу Дауд). Но что касается симпатии и любви – то равенство в этом не предусматривается, так как это не в наших силах. Если муж надумал выйти в сафар (путь) и захочет взять с собой только одну из жён – то он должен бросать жребий. И если пропустит ночь – то он обязан возместить её. И поэтому ему необходимо изучить все вопросы, связанные с разделением ночей среди жён.

Непослушание жены

7. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать её и объяснять, что повелел ей Аллах, например, как надо совершать намаз и т.п. Если и тогда она не послушается его, то ему необходимо отделиться от неё в постели. После этих мер ему разрешено наказать жену, но не сильно. Нельзя также бить её по лицу. Эту злобу мужу можно сохранять несколько дней, и даже месяц. И также не одобряется сразу же прощать, необходимо выявлять злобу хотя бы некоторое время, чтобы злоба мужа не оказалась необоснованной в глазах жены. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от неё и огорчать.

8. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без её согласия. Если муж не удовлетворяет жену, то получается, что он не выполняет свои обязанности перед ней. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил своё желание раньше, чем жена – то пусть не торопит её, пока и она не удовлетворит свою потребность.

Уважение к жене

9. Также мужу не дозволяется унижать жену ни словом, ни делом. Не должен он унижать её родственников и насмехаться над ними, особенно в кругу людей. Если он хочет высказать ей порицание, сделать замечание относительно её поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время. Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать отвращение. Он должен проявлять терпение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами» (Муслим). Также он сказал: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их!». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым. Поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим).

Эти и другие манеры поведения мужа являются гарантом сохранения семьи от раздоров, приводящих к разрушению семьи. Да поможет Аллах нам держаться истинного пути и да укрепит Он наши семьи! Амин.

«Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком».

Всевышний в Коране сказал: (смысл): «Обращайтесь с ними (вашими жёнами) справедливо (т. е. в распределении ночей соблюдая равенство). Если же они неприятны вам, то проявите терпение, ведь может быть так, что вам что-либо ненавистно, но Аллах сделает в нём много добра» (сура «Ан-Ниса», аят 19).

В хадисе сказано: «Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком» (ибн Маджа, ат-Тирмизи), т. е. позорность и унижение его начнутся сразу после воскрешения, не говоря уже о том, какая участь ожидает его в могиле.

Под словом «равенство» имеется в виду только одинаковое распределение ночей, а в остальном равенство соблюдать не обязательно, но желательно.

Если муж не соблюдает равенство в проведении ночей с согласия жён, то это разрешено, если же они не согласны, то муж должен соблюдать следующее:

Если у человека больше одной жены и он ночевал у одной из них, то он обязан ночевать и у других жён, даже если они больны или у них период менструальных выделений. Потому что основная цель соблюдения равенства – это избавление жён от одиночества. И поэтому надо соблюдать равенство только в ночёвке.

А в половом сношении равенство соблюдать не обязательно, но желательно, т.к. это зависит от настроения, желания, темперамента мужчины.

Если муж будет любить одну из жён больше, чем других, то за это ему греха не будет.

В Священном Коране говорится: (смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании» (сура «Ан-Ниса», аят 129).

Под словами Всевышнего «одинаково справедливо» имеется в виду проявлять к ним одинаковые чувства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в совершенстве соблюдал равенство между своими жёнами, но вместе с этим обращался к Всевышнему со словами: «О мой Господь! Это мое равноправное распределение (имеется в виду распределение ночей между женами) в том, что подвластно мне. Прошу, не упрекай меня в том, что подвластно Тебе и не подвластно мне». Такое обращение Пророка (мир ему и благословение) было вызвано тем, что он больше любил Айшу (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чем других своих жён.

Если жена непокорная, то в отношении её равенство соблюдать не обязательно. Непокорная жена – это та, которая выходит из дома без разрешения мужа, отказывающая ему в половом сближении без уважительной по Шариату причины и т. д. Также не обязательно соблюдать равенство по отношению к жене, которая вышла в путь (сафар) для своей нужды, даже если ей разрешил муж. Муж имеет право в ночь, которую он должен провести у одной жены, пойти к другой жене по крайней необходимости, например, если она сильно болеет, если есть опасность возникновения пожара, воровства и т. д. А днём он имеет право зайти для обычной нужды, например, поставить что-либо, отдать необходимые продукты, узнать что-то.

В обоих случаях муж не имеет права удлинять время пребывания сверх необходимого. Но если он это сделает ночью, то должен возместить другой жене время, потраченное на нужду и сверх этого.

А если он это сделал днём, то он должен возместить только то время, которое потрачено сверх нужды. Но в обоих случаях за время, проведённое сверх нужды, ему запишется грех. За то время, в которое ему разрешено по нужде идти к другой, он имеет право приближаться к своей жене и ему разрешено всё, на что не тратится дополнительное время, как, например, поцелуи, объятия и т. д., кроме полового акта, т. к. на это уходит дополнительное время, но если он, вопреки запрету, совершил половой акт, то не должен возмещать половой акт другой жене.

Минимум времени, в которое он должен соблюдать равенство, – это одна ночь (т. е. провести одну ночь возле одной, другую возле другой), с захода солнца до рассвета; максимум три ночи (т. е. по три ночи подряд).

Но если жёны согласны, можно и больше. Если человек работает ночью, а днём бывает дома, то он должен соблюдать равенство в дневное время.

Если человек был женат и взял себе ещё одну и она девственница, то он должен провести с ней семь дней и ночей беспрерывно, но если она не девственница, то он должен выделить ей три дня и три ночи беспрерывно. Это время, проведённое с новобрачной, не нужно возмещать другим жёнам.

Мужу в эти ночи (т. е. семь ночей для девственницы и три для недевственницы) нельзя посещать мечеть для вечерней и ночной коллективной молитвы, если жена в связи с его выходом будет чувствовать одиночество.

Муж обязан также соблюдать равенство в выходе на джамаат-намаз ночью, т. е. нельзя выделять одну ночь в неделе выходом в мечеть. Если муж хочет поехать куда-либо и взять с собой одну из жён, то он бросает жребий и берёт с собой ту, на которую выпал жребий. В этом случае он не должен возмещать другим жёнам время, проведённое с ней в пути. Если одна из жён дарит свою ночь мужу, то муж имеет право провести эту ночь у любой другой жены.

Говоря о равенстве в браке, нельзя видеть в дозволенности многожёнства лишь удовлетворение физической потребности, не обращая внимание на требования Шариата или не задумываясь о том, что полигамия – это не исполнение прихотей одной стороны, жертвуя интересами другой. Ведь многожёнство разрешено при непременно равном и справедливом отношении мужа ко всем жёнам, как об этом говорится в аятах Священного Корана.

Но среди мусульман встречаются и такие, кто идёт на этот шаг, в большей степени боясь, что это скажется на отношениях в его первой семье, и выдвигает условия той девушке, которую хочет взять в качестве второй жены, говоря ей, что никто об этом не должен знать, что ночи он с ней делить не будет, что содержать её не сможет и т. д. Тем самым он заблаговременно снимает с себя обязанности, которые возложил на него Шариат. В результате такого брака, если он встретит какие-либо трудности или некоторое давление, как со стороны первой жены, так и со стороны родственников, он даёт второй жене развод.

Это происходит потому, что муж не видит во второй полноценную жену, как в первой, забывая о том, что Всевышний не пренебрёг правами ни одной из жён, а, наоборот, обязал относиться к ним справедливо, соблюдая равноправие, и наказал тем, чтобы тот, кто не сможет соблюдать равенство, ограничился одной.

Нельзя забывать, что у каждой женщины есть честь и достоинство, которые требуют, чтобы к ней относились с уважением. Её наивность и неспособность предвидеть дальнейший исход событий, а также желание выйти замуж, никоим образом не должны эксплуатироваться и к ней нельзя относиться как к объекту удовлетворения своих физических потребностей, что унижает её как человека и в глазах мужа, и в глазах тех, кто знает её. Ведь женщина, выходя замуж, желает найти счастье, сохранить своё целомудрие, создать семью, стать матерью и вдруг её бросают только потому, что у мужа пропал к ней интерес, или оттого, что этого потребовала первая жена или близкие родственники.

Не секрет, что такой поступок скажется на её дальнейшей жизни, ведь мало у кого возникнет желание жениться на женщине, которая уже не раз была замужем.

Ислам осуждает проявление необузданного стремления к удовлетворению животных страстей, которое побуждает мужчину опять жениться, не задумываясь об ответственности такого поступка и об обязательствах, которые возлагает на него Шариат с того момента, как он становится законным мужем той, с которой он совершит обряд бракосочетания (никах).

Женщины, почувствовав себя обманутыми или разочаровавшись, испытывают моральную, духовную и физическую ущемлённость. Это пагубно отражается и на чистоте Ислама, который разрешил многожёнство с целью сохранить общество в чистоте и целостности, отдаляясь от греха и разврата и т. д.

Вне всякого сомнения, подобное отношение к женщинам вызывает их недоверие к мужчинам, которые используют дозволенную Исламом полигамию в личных низменных целях. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) и праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что «браки строятся не на одной только любви, есть ещё благородство и стыд». Братья-мусульмане, подумайте над словами Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по отношению к женщинам в его прощальной проповеди:

«O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, чтобы они не позволяли садиться на ваше ложе никому, кроме вас, чтобы они не впускали в дома ваши тех, кто ненавистен вам, кроме как с вашего позволения, чтобы они слушались вас.

Если же они не сделают так, то Аллах разрешает вам отдаляться от них в супружеском ложе и ударять, не нанося ран. Если же они подчинятся и будут соблюдать ваши права, тогда им принадлежит право на достойную еду и одежду.

Воистину, у вас есть права по отношению к вашим жёнам и они также имеют права на вас. Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они становятся дозволенными для вас согласно слову Аллаха. Воистину, они возле вас подобны пленникам, не имеющим ничего. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним».

Разве человек, который женится лишь с целью удовлетворить свои физические потребности, будет тем, кто последовал призыву Пророка (мир ему и благословение), и получит довольство Всевышнего?! Судите сами.

Если муж заметит со стороны жены признаки ослушания, то он делает ей назидание словами: «Побойся Аллаха в выполнении обязательств, которые возложены на тебя по отношению ко мне». Также нужно разъяснить жене, что ослушание с её стороны снимает с мужа ответственность по обеспечению её, пока она находится в ослушании, ведь, возможно, в ней скрывается причина такого её поведения или же она раскается в том, что себя так повела.

Также желательно ей напомнить о хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Когда женщина ночует, отдалившись от постели мужа, то ангелы проклинают её до утра» (аль-Бухари). А если после всего этого она всё равно явно ослушается, то он отдаляется от неё в постели, т. е. спит отдельно, а если и это не поможет, муж имеет право ударить жену, но бьет её, не нанося ран, и если это даёт результат, если нет – то бить нельзя.

Всевышний в Коране сказал: (смысл): «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, сначала увещевайте,потом избегайте их на супружеском ложе и, наконец, ударяйте их. Если же они повинуются вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышен, Велик» (сура «ан-Ниса», аят 34).

Мы знаем, что нередки случаи, когда возникает спор в семье из-за пустяка, мелочи, например, мужу не понравился какой-то поступок жены, он выговаривает жене свои претензии, она, якобы оправдываясь, пререкается с ним, разражается семейный скандал, в результате – испорченное настроение, нервы. А не лучше ли жене поступить проще, уступив и сказав, например: «Да, я ошиблась, в следующий раз сделаю так, как хочешь ты» и т. п., и пусть даже правда была на стороне жены, но так хочет муж, и, подчиняясь ему, жена всё равно останется правой. В этом и заключается женская мудрость – побеждать проигрывая. Поверьте, для женщины это очень важно.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Каждой женщине, совершившей пять обязательных намазов, постившейся в месяц Рамазан и подчинившейся мужу, скажут: “Заходи, в какие хочешь из восьми ворот Рая”» .

Также в хадисе сказано: «Каждая женщина, которая умерла, и муж которой был доволен ею – зайдёт в Рай» (ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если бы у меня была воля повелевать поклоняться кому-либо, кроме Аллаха, то я повелел бы жене поклоняться мужу, ибо её обязанность перед мужем велика» (аль-Бухари).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.