Отношения личности это в психологии

Отношения личности это в психологии
23 Ноября, 2023
60

Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция — это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиация — это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения».

В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп».

На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А. АбульхановойСлавской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», которое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» — между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности.

ЛИТЕРАТУРА
1.АбульхановаСлавская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218—241.
2. Андреева I.М. Социальная психология. М., 1996. С. 288—303.
3. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе” личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7—17.
4. ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 75—101.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995. С. 1527.
6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.

Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношение к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе).

Отношение – субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей – отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп – отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах – отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные – например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).

Отношение материнское – тип связи и психотерапевтический прием, направленный на установление отношений между врачом и клиентом, подобных отношениям матери и ребенка.

Отношение межгрупповое – в психологии – совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Специфика восприятия межгруппового заключается:

1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании представлений межгрупповых, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

В целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений межгрупповых.

Самый типичный эффект межгруппового сравнения – тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой). Менее распространена обратная тенденция – установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая – к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

Отечественными исследователями обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным условиям взаимодействия групп, вопреки широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива. Подчеркивается, что как социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами.

Межличностные отношения (личностное) – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе.

В работах, посвященных исследованию групп и коллективов, динамике групповой, группообразованию, коллективообразованию и прочему, показано влияние организации деятельности совместной и уровня развития группы на становление отношений межличностных (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных), а также обратное влияние отношений межличностных на становление сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива.

Экспериментальные исследования отношений межличностных имеют давнюю традицию и богатый методический арсенал (-> социометрия; метод референтометрический; личность: исследование: метод; установка социальная: метод исследования, и пр.).

Головин С.Ю. – Словарь практического психолога

Скачать книги по психологии отношений

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.

Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

– потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

– потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» – объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного – неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений – психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка – это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения – неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства – подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Гармония человеческих отношений. Как важна и необходима она каждому из нас, и какой трудной и непостижимой представляется она иногда для отдельной человеческой общности – трудового коллектива, студенческой группы, семейной ячейки и т.д.

Человек становится личностью в обществе других людей. Как известно, факт принадлежности к роду человеческому определяется понятием “индивид”. Человек, появляясь на свет как индивид, становится личностью позднее. Этот процесс имеет и исторический (филогенетический) аспект, и аспект онтогенетический (когда происходит индивидуальное освоение социального опыта).

Понятие “личность” относится к числу наиболее неопределённых понятий в современной психологии, а становление личности приходится как раз на подростковый период. Определений личности существует столько же, сколько психологических направлений, изучающих феномен личности. Трудность определения дефиниции “личность” обусловлена так же тем, что помимо психологии личность является объектом изучения социологии, которая оказала и оказывает влияние на развитие социальной психологии.

Кроме того, внутри психологии можно выделить психологический и социально-психологический подходы к изучению личности. Социальная психология рассматривает личность в контексте разнообразных социальных связей и включённости в различные социальные группы как на макроуровне (взаимоотношение личности с большими социальными группами и обществом в целом), так и на уровне малых групп.

Рассмотренный выше социально-психологический подход к танцу и психология ребёнка подросткового периода, даёт возможность доступа к глубинным проблемам личности подростка. Рассмотрим социально-психологические проблемы личности с позиции психологии отношений.

Основоположниками психологии отношений в России являются А.Ф. Лазурский (1874-1917) и его ученик, и последователь В.Н. Мясищев (1893-1973).

По мнению А.Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. А.Ф. Лазурский, работая над классификацией личностей, выделили ряд характеристик отношений или, по терминологии самого А.Ф. Лазурского, “сторон” отношений. По его мнению, таких сторон существует семь, и они являются базовыми характеристиками отношений.

К ним относятся:

– модальность отношений – согласно данному критерию отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными;
– степень интенсивности отношений;
– качественные особенности отношений;
– уровень развития и дифференцированности отношений;
– степень сознательности отношений;
– степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее В.Н. Мясищевым, данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);
– широта или объём отношения, то есть количество объектов, привлекающих интерес человека.

Разработку концепции психологии отношений продолжил В.Н. Мясищев. Он разработал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точки зрения: “…Система общественных отношений, в которую оказывается включённым каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других её компонентов, таких как характер, темперамент, способности”.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития.

Уровни развития системы отношений определяются:

– уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;
– сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;
– избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным субъектам в той или иной форме деятельности.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.

Очевидно, что “отношение” является более широким понятием, чем “социальная установка”, “аттракция” или “аффиляция”. Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами. Во-первых, отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и, в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь между субъектом и объектом или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по словам В.Н. Мясищева, в “переживании тяготения к объекту и в активной устремлённости к овладению им”.

Например, отношение ребёнка к матери детерминировано как его физиологическими, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, определяющие отношение человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым.

Во-вторых, в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействии человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закреплённых в речи и экспрессивном поведении личности.

В-третьих, отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяется вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своём развитии определённые этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определённые параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д.

Наряду с понятием “отношение” в психологии используют понятия “межличностное отношение”, “взаимоотношение”, “межгрупповые отношения”, “самоотношение”.

Межличностное отношение – это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъектно-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности, наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют также термин “взаимоотношение” для того, чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения или взаимоотношения есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, то есть, по словам К.А. Абульхановой-Славской, “некоторый идеальный продукт взаимных усилий”.

В отличие от межличностных под межгрупповыми отношениями понимают “субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп”.

На настоящий момент в психологии выделены два основных направления исследований личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведётся работа по изучению различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. В основе этого направления лежит фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое в российской психологии В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, Н.А. Альбухановой-Славской, И.С. Коном и др. в рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Этот тип динамики называют также “ритмами отношений”, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Рассматривая категорию “отношение”, а именно в понятии “самоотношение”, можно выделить Я – концепцию личности. В психологии Я – концепция определяется как: относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я – концепция – это целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий образ собственного “Я”, выступающий как установка по отношению к самому себе.

Идея Я – концепции принадлежит американскому психологу и философу У. Джеймсу (1842-1910). Согласно его мнению Я, как объект, состоит из четырёх компонентов: духовного, материального, социального и телесного; которые и образуют для каждого человека уникальный и неповторимый образ о самом себе.

В дальнейшем на развитие идей и формировании Я – концепции большое влияние оказала гуманистическая психология, в частности идеи К. Роджерса, которым проводились исследования, с целью выявления взаимосвязи между самооценкой человека и особенностями его поведения.

Согласно наиболее общепринятой точки зрения Я – концепция включает в себя следующие компоненты:

– физическое Я – схема собственного тела;
– реальное Я – включает представление о себе в настоящем времени;
– динамическое Я – то, каким индивид собирается стать;
– социальное Я – компонент, соотносимый со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.);
-экзистенциальное Я – оценка себя в аспекте жизни и смерти;
– идеальное Я – то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать моральным нормам;
– фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Становление Я – концепции происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Всё многообразие образов Я – концепции так или иначе выполняет регулятивную функцию. То есть служат регуляторами поведения человека в ходе взаимодействия с другими людьми. Следовательно, чем больше адекватной является Я – концепция, тем легче человеку управлять своим поведением и регулировать систему отношений.

Из вышеперечисленного следует, что категория “отношения” является одной из центральных категорий психологической науки. Под отношением в психологии понимают основанную на опыте психологическую связь человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

В различных исследованиях подчёркивается ряд сущностных черт отношения, а именно:

1) связь отношений человека с его потребностями;
2) единство отношения, выражения и обращения;
3) связь отношения, образа и процессов социально-психологической интерпретации;
4) отношение есть процесс и результат общения.

Фундаментальным для психологии является положение о личности как относительно стабильной системе характерных для неё отношений.

Таким образом, использование категории “отношение” при интерпретации танцевального взаимодействия занимающихся даёт возможность доступа к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, жизненных потребностей и ценностей, представлении о себе и мире и т.д. Кроме того, запуск процессов интерпретации в танцевальной терапии позволяет участникам осознать свои реальные отношения – к группе, к себе, к конкретным другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.

Если попытаться в нескольких словах выразить суть этого подхода, то это выглядит следующим образом. В отличие от биологического подхода (где танец рассматривается преимущественно как моторно-ритмическое выражение энергии), психологического (где танец – это отражение характера импульсов нервной системы индивидуума), социокультурного (где танец – феномен цивилизации), социально-психологический подход к танцу предполагает акцент на его коммуникативной природе и рассматривает его отношение к миру, к другому человеку. Социально-психологический подход не противопоставлен вышеперечисленным, а скорее объединяет их.

Теория личности
Структура личности
Проблема личности
Становление личности
Развитие личности
Роль личности
Формирование личности

Назад | | Вверх