Отношение к жены к мужу в исламе
Отношение к жене в Исламе в свете жизнеописания Пророка ﷺ
Всевышний Аллах установил бракосочетание средством заселения этой земли для сохранения потомства, для защиты общества от распространения нечестия и порока. Также Создатель сделал отношения между супругами самыми возвышенными и превосходными, построив их на спокойствии, любви и милости. Всевышний сказал (смысл): « Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие » (сура «Рум», аят 21).
Всевышний Аллах побуждает Своих рабов к доброму отношению к своим жёнам и хорошему сожительству с ними. А также к их попечению через ведение их дел и присмотр за ними. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении к женщинам, воистину Всевышний вам их доверил, и взяли вы их в жёны посредством слова Аллаха».
Также Пророк ﷺ сказал: «Мумином, обладающим более совершенной верой, является тот, кто красивее нравом и добрее к своей семье».
Ещё Пророк ﷺ предупредил, что попечение жён не должно быть дверью к господству над ними, источником притеснения, высокомерия и их эксплуатации, сказав: «Не войдёт в рай джавваз», что означает «грубый к своей семье».
И речь Посланника Аллаха ﷺ не является всего лишь теорией, передаваемой мудростью – наоборот, мы видим эти отношения в жизни Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Наилучший из вас – наилучший для своей семьи, и я наилучший среди вас для своей семьи».
Так засвидетельствовали и жёны Пророка Мухаммада ﷺ. Наша госпожа Сафият (да будет доволен ей Аллах) сказала: «Я не видела никого нравственнее Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Наша госпожа Айша (да будет доволен ей Аллах) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ любил мягкость во всех делах, был самым мягким, щедрым, много смеющимся и улыбающимся».
Посланник Аллаха ﷺ обучил нас, что этика взаимоотношений с жёнами – радовать их и предоставлять им то, чего они хотят, в рамках Шариата. Наша госпожа Айша (да будет доволен ей Аллах) рассказывает: «Я была с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пути, и я его опередила наперегонки, а когда я стала чуть взрослее, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) у меня выиграл и сказал: “Это тебе за тот раз!”»
Показать жене свою любовь – значит порадовать её. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о Хадидже (да будет доволен ей Аллах): «Я был наделён любовью к ней».
Муж и жена являются дополнением друг друга. У каждого из них своя роль в этой жизни. И вместе с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил нас, что взаимопомощь в семье – признак высочайших нравов, так как связь между мужем и женой основывается на любви и взаимопомощи, на доброте и милости. Когда Айшу (да будет доволен ей Аллах) спросили: «Чем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) занимался дома?» – она ответила: «Помогал по хозяйству». Да, он помогал жене в её обязанностях и делах.
Так как женщина по своей природе создана судящей по чувствам, мужчина обязан беречь её чувства и эмоции. Не следует мужчине проводить всё время на работе, в кругу друзей и оставлять жену без проявления дружелюбия к ней. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил ночью, беседуя с Айшей (да будет доволен ей Аллах).
Имам Аль-Газали говорит: «Благой нрав – это не нанесение вреда, а наоборот, перенесение неприятностей от жены и проявление кротости, когда она злится; в этом – следование за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Мать правоверных Айша (да будет доволен ей Аллах) сказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ни разу не ударил жену.
Таково послание Ислама насчёт отношения к жене, проявления доброты к ней и хорошего сожительства. Эти качества воплощают нам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в его взаимодействии с жёнами. И нам ничего не остаётся, кроме как придерживаться нашей религии, пути нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), придерживаться нрава Корана. Необходимо, чтобы весь мир увидел эти великолепные явления цивилизации в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к жёнам четырнадцать веков тому назад, в то время как весь мир от запада до востока размышлял о том, считается ли женщина человеком или нет.
Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Если женщина соблюдает пять намазов, постится в месяц Рамадан, хранит свое целомудрие и слушается мужа, то ей будет сказано: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!» Одна из главных задач женщины – довольство мужа. Поэтому эта тема является самой обсуждаемой среди мусульманок. Сегодня мы разберем обязанности жены перед мужем.
Мы перечислили лишь основные обязанности жены. Праведная жена должна стараться во всем угождать своему мужу. Вспомните матерей правоверных. Даже если у вашего мужа скверный характер делайте сабр. Асия (радыялЛаху анха) жена фараона, не смотря на то, что ее муж был проклятым тираном, терпела его. Она не раздражала его, когда он был не в настроении. При этом она соблюдала религию и наказы своего Господа. Не нужно спорить с мужем, упрекать его. Если супруг в плохом расположении духа – не приставайте к нему с распросами. Оставьте и не беспокойте его. У мужчин очень много обязанностей, они должны быть стойкими, заботятся о пропитании для семьи, взваливают на себя все проблемы, поэтому сильно устают.
В одном из хадисов передается, что однажды верблюд поклонился до земли Посланнику Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям). Увидев это, сподвижники спросили: «Если это животное кланяется тебе, то почему мы не можем иметь такой чести?» На что он ответил: «Никогда. Но если бы мне пришлось повелеть, чтоб один человек склонился перед другим в земном поклоне, то я бы, конечно, велел женщине склониться перед ее мужем».
Разрешено ли встречаться и целоваться с девушкой до никаха?
Меня волнует несколько вопросов, недавно прочитал, что нельзя встречаться с девушками, отсюда вопрос: Что понимается под встречей? и разрешены ли поцелуи до Никаха? (Радик)
Намаз можно читать везде, кроме.
Когда и где состоится второе пришествие пророка Исы (а.с)?
Второе появление пророка Исы станет одним из знамений надвигающегося Судного Дня: «Истинно, он (‘Иса) знамение [Судного] часа. Нисколько не сомневайтесь в этой и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь» (сура «Аз Зухруф», 43:61) По поводу его места восшествия на Землю существуют две версии. Первая наиболее популярная: он спустится на землю возле.
Рамадан – месяц воздержания от еды и питья с рассвета до заката. Всеобъемлющей милостью Всевышнего все предписанное верующему является благом для него, как и Рамадан, несущий только достоинства как духовному, так и физическому. Мусульманский пост, включая его требования и ритуалы, необычайно полезен для человеческого организма.
Праведная женщина, прежде всего, должна быть
Простые техасцы встали живой стеной на защиту мусульман
После того, как прихожане Исламского центра в Техасе столкнулись с рядом исламофобских выступлений, местные жители вышли на акцию в поддержку мусульман.
Когда произойдет возвращение пророка Исы (а.с.) на землю?
Исламская линия доверия: “Что мне делать с такой женой. “
Вопрос: Я женат вот уже как 1 год и два месяца. За все то время, сколько мы жили, часто ругались. Причиной было то, что она меня постоянно обманывала, через три недели после никах я ее поймал с тем, что она по телефону общалась с каким-то парнем на протяжении двух недель и при этом не говорила, что она замужем, и тот не знал. Самое удивительное для меня, что она не признавала, что действительно общалась с ним и даже не извинилась передо мной. Я посчитал это моральной изменой.
© 2018 Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”
Краеугольным камнем в семье является послушание жены мужу, что становится ныне большой редкостью. Ошибка многих женщин в том, что они, якобы занимаясь желательным богослужением (сунной), оставляют заботу о муже, являющейся для них обязательной.
В хадисе сказано: «У троих не принимаются молитвы, их благие деяния не поднимаются на небеса: в том числе и от жены, на которую рассердился муж, до тех пор, пока не станет доволен ею».
В другом хадисе сказано: «Если муж позовет жену в постель, а жена не придет, и муж рассердится на нее, то ангелы до утра будут проклинать ее».
В хадисе от Хасана сказано: «Первое, что спросят в Судный день – это о намазе и о муже».
Об ответственности отношения жены по отношению к мужу говорит следующий хадис: «Жена не может соблюдать желательный пост без разрешения мужа, если он рядом».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы кому-либо можно было бы сделать сужда (земной поклон), то я бы повелел жене делать сужда мужу».
В хадисе сказано: «Если бы тело мужа было бы покрыто гнойниками и жена бы их чистила языком, то и тогда она не выполнила бы свой долг перед мужем».
Женщине, которая пришла рассказывать о муже, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посмотри: где ты от него? Он – твой Рай и твой Ад».
Значение этих слов в том, что своим отношением к мужу жена может заслужить или Рай или Ад.
В хадисе сказано: «Если муж был доволен женой, она войдет в Рай».
Посмотрите, какое большое преимущество имеет женщина перед мужчиной! Ей достаточно заслужить довольство мужа и выполнить обязательные предписания Ислама – и она войдет в Рай! Из-за этого жена должна отдавать во всем предпочтение мужу.
Айшат (да будет доволен ею Аллах) – мать правоверных сказала: «О женщины, если бы вы знали о ваших обязанностях перед мужем, то вы бы лицом вытирали пыль с ног ваших мужей!».
Жена должна придерживаться следующих норм этики по отношению к мужу: «Вести себя при нем скромно и стыдливо, беспрекословно подчиняться ему, молчать, когда он говорит, вставать при его входе и выходе, оставлять все, что может рассердить его, оставить обман и лицемерие по отношению к нему, его имуществу, дому; всегда при нем быть опрятной, чистой, использовать благовония, быть нарядной, и оставлять все это в его отсутствие (имеется в виду внешний вид)».
Довольство мужа – бесценный дар, о значении которого многие жены даже и не подозревают. В хадисе сказано: «Если женщина молится пять раз в день, соблюдает пост и подчиняется мужу, то ей разрешают войти в Рай через любые врата».
В другом хадисе сказано: «Для женщины, подчиняющейся мужу, просят прощения грехов птицы на небе, рыбы в воде, солнце и луна, пока муж будет доволен ею. Той женщине, которая не подчиняется мужу – проклятия Аллаха, ангелов и людей. Если женщина рассердит мужа, Аллах гневается на нее, пока муж не станет доволен ею». Если женщина выйдет из дома без разрешения мужа, ее будут проклинать ангелы, пока она не вернется домой. Во избежание этого мужу следует разрешить жене идти, куда нужно и можно.
В хадисе сказано: «Четыре типа женщин будут в Раю, четыре – в Аду. Те, которые будут в Раю: женщина, слушающаяся мужа; довольствующаяся малым, стеснительная, оберегающая себя и имущество мужа в его отсутствие; придерживающая при нем язык; женщина, у которой умер муж, оставив ее с маленькими детьми, если она сама воспитывает их и не выходит замуж.
Те, которые будут в Аду: первая – женщина с распущенным языком. Вторая – женщина, не оберегающая себя и имущество мужа в его отсутствие; вредит ему языком по его возвращении; женщина, заставляющая мужа непосильным трудом собирать богатство. Третья – женщина, выходящая из дома наряженной и не скрывающая тело от чужих мужчин. Четвертая – женщина, не заботящаяся ни о чем, кроме как о еде, сне, не заботящаяся о богослужении и служении мужу. Такая женщина проклинается даже обитателями Ада до тех пор, пока она не раскается».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я видел Ад, большинство его обитателей были женщины, попавшие туда за неподчинение Аллаху, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и мужу, и за то, что они излишне наряжались при выходе из дома и вводили в грех других (мужчин)».
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел дома со своими женами Айшой и Хафсой (да будет доволен Аллах ими). К ним зашел слепой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Укройтесь». Они сказали: «Он же нас не видит». «Если даже он вас не видит, вы же видите его!» – сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Фатима (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Женщине лучше не видеть чужих мужчин, а также беречь себя от их взглядов. Если есть необходимость выйти из дома, то пусть выходит с разрешения мужа, ненаряженной, в обычной одежде, пусть смотрит себе под ноги. Если она не сделает это, то она грешна».
Однажды, когда Али с Фатимой (да будет Аллах доволен ими) пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), он сильно плакал. Когда спросили о причине, он сказал, что в ночь Вознесения увидел в Аду множество женщин своей уммы, подверженных страшным мукам.
Фатима спросила: «За что они так наказаны?». Он ответил: «За то что не скрывали волосы от чужих мужчин; за то, что вредили мужьям своими языками; за измены своим мужьям; за не соблюдение обязательного купания после очищения и за издевательское отношение к молитвам (намазам); за сплетни и ложь; за то, что завидовали и упрекали других сделанным добром».
Подобных примеров можно привести множество, но думается, что здравомыслящими людям и этого достаточно.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Это рождает множество стереотипов и предрассудков относительно того, как строятся, например, отношения в мусульманских семьях.
Важными понятиями для всех мусульман являются «халял», «макрух» и «харам». «Халял» – это то, то дозволено, разрешено и законом, и религией. «Макрух» – это нежелательное, но и не запрещенное действие. Прямого запрета оно не имеет, но если к нему относиться легкомысленно, то это путь к греху. «Харам» – это запрещенное законом или религией действие, за которое человека ждет кара после смерти, а при жизни его могут покарать соотечественники в соответствии с законами шариата.
Отношения мужа и жены в исламе
Мусульманство не так строго запрещает развод, как, например, христианство, однако в нем довольно четко расписано то, что дозволено мужу и что ему запрещено в отношении жены. Развод в этой религии крайне не приветствуется, однако есть ситуации, при которых мужчине по исламу запрещено создавать семью, а если он ее создал, то обязан развестись по первому требованию жены. Сюда относится, например, жестокость по отношению к женщине.
Люди, далекие от ислама, считают, что отношение мужа к жене в этой религии строгое, даже жестокое, что женщина находится в добровольном рабстве сначала у отца и братьев, потом у мужа. Все это далеко не так, как кажется. Обязанности мусульманского мужа по отношению к жене столь обширны, что могут запросто конкурировать с огромным этическим кодексом, принятым в любой другой религии или культуре. Приведем лишь некоторые требования ислама к мужьям.
Муж-мусульманин обязан демонстрировать хороший характер по отношении к жене. Он должен укрощать свой дурной нрав, не изводить ее придирками и не проявлять жестокость.
Если муж приходит с работы, он должен спросить о самочувствии свою жену. И в зависимости от ее ответа действовать. Если она чувствует хорошо, ему дозволено наедине ее приласкать, обнять, поцеловать. А если вдруг она выглядит растерянной или огорченной, муж обязан расспросить ее о причинах и помочь в решение проблем.
Европейцы могут позавидовать некоторым вещам, если прочтут подробнее о том, что дозволено мужьям по отношении к жене по исламу. Вот, например, в христианских культурах не очень принято давать ложные обещания. В исламе считается, что для того, чтобы успокоить женщину, мужчине дозволено обещать ей золотые горы. Мужчина с чистой совестью и без греха может пообещать ей все, что она захочет, даже если точно знает, что выполнить это не в силах. Считается, что так как муж – единственный кормилец семьи, а жена сидит дома и воспитывает детей, то муж обязан лелеять в ней веру в лучшее.
Дома мусульманская жена вовсе не обязана ходить в чадре и парандже. Более того, мужчина обязан покупать ей лучшую одежду и самое красивое белье и украшения по первому запросу. Прятать свою красоту и сексуальность жена должна только на людях. Дома же мусульманскому мужу дозволено видеть ее во всей красе. При этом мужу не рекомендуется экономить ни на одежде, ни на питании для жены. То есть он может купить на последние деньги роскошные яства и максимально дорогие украшения, только лишь бы порадовать любимую жену. А вот скупость и скаредность мужа может в исламе считается грехом.
Большой спор возникает среди толкователей Корана и изучающих ислам религиоведов по поводу воспитания мужем своей жены. Многие уверены, что дозволено мужу по отношении к жене по исламу легкое рукоприкладство. На самом деле, муж в исламе хоть и должен воспитывать свою жену, но бить ее практически не имеет права. Женщины, которые не хранят честь семьи и не берегут ее имущество, могут быть наказаны мужем. Неблагодарность, вероломство и преступление против законов шариата муж может попытаться остановить самостоятельно, и только если ему это не удастся, тогда он обязан передать жену правосудию. Муж обязан оберегать молодую семью от сплетен, а жену – от наветов. С другой стороны, если сама жена отличается дурным нравом, любит склоки и сплетни, он должен воспитывать в ней уважение к старшим. Особенно это касается ситуаций, в которых молодая жена конфликтует с его сестрой или матерью. Для того, чтобы мир между семьей и старшими родственниками был более возможным, муж обязан хранить в тайне всю информацию о недостатках в характере и воспитании жены.
В случае семейных ссор, мужу по исламу полагается замолчать. Чтобы не раздувать конфликт, муж у дозволено хранить молчание в течение суток. Жена за это время должна прийти в себя, остыть и извиниться. Мусульмане верят, что женщина не в состоянии выдерживать молчание мужа долго, и это является для нее самым худшим наказанием. Даже самая гордая и строптивая жена способна за сутки взять себя в руки и найти мирные решения возникших недоразумений.
Большое внимание в исламе уделяется молитвам мужа за жену. Воспитанию мужем жены у мусульман придается огромное значение. Так что муж должен молиться Аллаху за любые улучшения в поведении жены, просить его о них, или благодарить, если они уже произошли. На мужчине же лежит и ответственность за несовершение греха. Считается, что женщина более порочна и слаба, а муж, как глава семьи и более сильный человек, обязан противостоять грешным мыслям жены. При этом муж не должен быть занудой, и обязан позволять жене проявлять мелкие пороки и недостатки, которые не ведут к греху. То есть он не должен к ней слишком придираться, и контролировать может лишь то поведение, которое может привести к хараму (запрещенному действию). При этом игры с женой, даже азартные, дома не считаются грехом, даже приветствуются, так как способствуют укреплению семьи, а вот выход в развлекательные заведения жене обычно запрещен, и муж должен следить за этим очень строго.
Как видно из выше сказанного, основы семейной жизни в исламе не сильно отличаются от семейных укладов приверженцев других религий. Понимание этого факта должно способствовать более мирному существованию людей разных культур и вероисповеданий рядом друг с другом.
Несколько советов мужьям: как создать хорошую домашнюю атмосферу в семье?
«Каждый из вас – пастух и каждый несёт ответственность за свою паству»– этот хадис в главном своём значении указывает на ответственность мужа перед своей семьей. Мы, мужчины, часто обвиняем жён в непокорности, приводим множество хадисов, где осуждается непокорность жены к мужу, и, забываем, что непокорность жены является… следствием нашей непокорности Всевышнему.
Подобно тому, как мы возлагаем ответственность на самого старшего ребёнка в семье, когда отсутствуем дома, так как он более развит разумом – также и Аллах возложил больше ответственности на мужа. Ведь у женщины в девять раз меньше разума, чем у мужчины – и поэтому ответственность у мужчины в девять раз больше. И по этой причине мужу необходимо взять на себя всю ответственность за сохранение хорошей«домашней атмосферы», стараясь походить на лучшего изо всех примеров для подражания – на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Далее мы приведём основные пункты этики поведения мужа в отношении жены.
1. Супруг должен терпеливо выносить вред и обиду, причинённые женою, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, осознавая, что всё это происходит из-за малого разума, как мы об этом ранее говорили, т.е. у женщин в основном эмоции преобладают над разумом. Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Терпящего плохой характер жены Всевышний одарит наградой, подобной данной Пророку Аюбу из-за перенесённых им бед». В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.
Умеренность в ревности
Содержание семьи
4. Муж обязан содержать семью. Ему необходимо, по возможности, обеспечить жену приемлемыми условиями жизни. Также он должен обеспечить её достаточной пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам) – то это засчитывается ему как милостыня» (аль Бухари, Муслим). Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью». В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению. Но надо отметить тут, что её заработок не должен противоречить Шариату, т.е. она не должна уединяться с мужчинами на работе и т.д. Если жена строптивая и непослушная, муж может ограничить расходы на неё.
Религиозная образованность
5. Супругу следует дать жене необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить, или хотя бы предоставить ей необходимую для этого литературу. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама: совершала намаз, постилась в месяц Рамазан, возмещала посты, пропущенные из-за месячных циклов и т.п.
Если более, чем одна жена
6. Если у мужчины более, чем одна жена – то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жён, и уделит внимание одной больше, чем другой – в Судный День воскреснет кривобоким» (Абу Дауд). Но что касается симпатии и любви – то равенство в этом не предусматривается, так как это не в наших силах. Если муж надумал выйти в сафар (путь) и захочет взять с собой только одну из жён – то он должен бросать жребий. И если пропустит ночь – то он обязан возместить её. И поэтому ему необходимо изучить все вопросы, связанные с разделением ночей среди жён.
Непослушание жены
7. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать её и объяснять, что повелел ей Аллах, например, как надо совершать намаз и т.п. Если и тогда она не послушается его, то ему необходимо отделиться от неё в постели. После этих мер ему разрешено наказать жену, но не сильно. Нельзя также бить её по лицу. Эту злобу мужу можно сохранять несколько дней, и даже месяц. И также не одобряется сразу же прощать, необходимо выявлять злобу хотя бы некоторое время, чтобы злоба мужа не оказалась необоснованной в глазах жены. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от неё и огорчать.
8. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без её согласия. Если муж не удовлетворяет жену, то получается, что он не выполняет свои обязанности перед ней. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил своё желание раньше, чем жена – то пусть не торопит её, пока и она не удовлетворит свою потребность.
Уважение к жене
9. Также мужу не дозволяется унижать жену ни словом, ни делом. Не должен он унижать её родственников и насмехаться над ними, особенно в кругу людей. Если он хочет высказать ей порицание, сделать замечание относительно её поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время. Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать отвращение. Он должен проявлять терпение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами» (Муслим). Также он сказал: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их!». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым. Поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим).
Эти и другие манеры поведения мужа являются гарантом сохранения семьи от раздоров, приводящих к разрушению семьи. Да поможет Аллах нам держаться истинного пути и да укрепит Он наши семьи! Амин.
Жена должна быть послушной мужу в супружеских отношениях (половой акт и тому подобное, кроме того, что запрещено по религии). Жена не должна давать ничего из его дома без разрешения с его стороны. Жена не может держать Пост-Сунну и выходить из дома без разрешения мужа.
Желательно для нее относиться к нему вежливо, делать то, что приятно ему и от чего он получает наслаждение. Следует пользоваться духами и краситься для него. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
Мудрая жена старается не перечить мужу, особенно когда он раздражен.
Жена не просит у мужа то, чего он не может сделать, ей нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться. Жена не просит у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено. Не следует просить у него ничего в то время, когда он ее ласкает.
Жена не должна быть болтливой. Не следует много ходить по соседям. Если она выходит накрашенной, чтобы соблазнять других мужчин, то это грех.
Жена должна быть богобоязненной. Она должна уважать права мужа в первую очередь, любить и жалеть своих детей, не ругаться с ними и с мужем, не быть высокомерной из-за того, что она красива, не попрекать мужа деньгами (если была богата). Жена не должна раскрывать секреты мужа. После смерти мужа она должна носить траур 4 лунных месяца и 10 дней, в это время она не красится, не пользуется духами и не выходить из его дома без необходимости.
Отношение детей к родителям в Исламе
Пророк Ибрахим (Авраам) в Исламе
О заговоре неверующих против Пророка Съалиха и об их наказании
Сура Ясин — Толкование аятов 15-31
Что лучше — книги в бумажном или электронном виде?
Кто застанет Конец Света в Исламе
Пророк Мухаммад 1 в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, сказал:
«الْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلْ»
«Человек подобен своему товарищу в поведении, поэтому смотрите, с кем вы дружите».
Воистину, при дружбе с хорошими людьми в сердце человека пробуждается склонность к добру и желание делать хорошие поступки, а при дружбе с плохими людьми человек соблазняется запретным и появляется склонность к совершению зла.
Стремись обучать невежественных людей, укажи путь правдивости заблуждающимся и напоминай о соблюдении тем, кто забыл свои религиозные обязанности.
Относись ко всем с милостью и состраданием. Будь милосердным, гибким и добрым. Умей общаться со слабыми людьми, укрепляя их сердца. В рамках религии помогай и поддерживай бедных, давай им в долг. Посещай поминки, сочувствуй боли родственников и выражай им соболезнования.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«مَنْ عَزَّى مُصَاباً فَلَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ»
«Кто выражает соболезнование человеку, который находится в беде, тот получает такое же вознаграждение, как и пострадавший». Не радуйся, когда кто-то попадает в беду.
Пророк Мухаммад 2 в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, также сказал:
«لا تُظْهِرِ الشَّمَاتَةَ بِأَخِيكَ فَيُعَافِيَهُ اللهُ وَيَبْتَلِيَكَ»
означающее: «Не злорадствуй, когда твой брат мусульманин в беде. Может получиться так, что Аллах 3 в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую даст ему облегчение, а ты окажешься на его месте».
Не говори о недостатках мусульманина, не рассказывай всем о замеченных тобою грехах мусульманина, которые не несут вреда обществу.
Помогай тем, кто находится в беде, и тем, кто нуждается. Скрывай недостатки грешников. Убирай то, что может нанести вред человеку, идущему по дороге. Пожалей сироту, погладь его по голове. Старайся пробудить радость в сердцах верующих. Улыбайся им приветливо и будь скромным. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«لا تَحْقرَنَّ مِنَ الْمَعْرُوفِ شَيْئاً وَلَو أَنْ تَلْقَ أَخَاكَ بِوَجْهٍ طَلقٍ»
«Соверши благое дело, даже если оно покажется тебе совсем малым – улыбнись брату».
Также Посланник Аллаха 4 в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , мир Ему сказал:
«الْكَلِمَةُ الطَّيِّبَةِ صَدَقَةٌ»
«Доброе слово – это тоже милостыня».
Радуйся, когда радуются мусульмане, и огорчайся, когда они в беде. А если кто-нибудь из мусульман сделает тебе доброе дело, то поблагодари его и постарайся ответить ему добром. Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
«مَنِ اصْطَنَعَ إِلَيْكُمْ مَعْرُوفاً فَكَافِئُوهُ فَإِنْ لَمْ تَقْدِرُوا عَلَى ذَلِكَ فَادْعُوا لَهُ حَتَّى تَعْلَمُوا أَنَّكُمْ قَدْ كَافَأْتُمُوهُ»
«Если кто-нибудь сделал тебе добро, то ответь ему добром, а если не можешь, читай ему Ду‘а` так, чтобы убедиться, что отблагодарил его».
Не читай Дуа против самого себя, детей или же кого-либо из мусульман, так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«لا تَدْعُوا عَلَى أَنْفُسِكُمْ وَلا عَلَى أَوْلادِكُمْ وَلا عَلَى أَمْوَالِكُمْ لِئَلاَّ تُوَافِقُوا سَاعَةَ إِجَابَةَ»
«Не читайте Ду‘а` против самого себя, детей, или имущества, чтобы оно не совпало с тем часом, когда Ду‘а` принимается».
Никогда не вреди мусульманину, не ругай его без права.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ»
«Ругать мусульманина – грех, а воевать с ним – большой грех».
А также не проклинай мусульман. Стремись объединить их. Сделай так, чтобы они полюбили друг друга, показывая им хорошие качества и скрывая их недостатки. Старайся примирить их, если они поссорились. Избегай злословия и сплетен: они ведут к разногласиям и враждебности. Если ты угнетал кого-либо, то покайся и проси прощения у угнетенного, чтобы он тебя простил. В Хадисе сказано:
«مَنْ كَانَتْ عَلَيْهِ لأَخِيهِ مَظْلَمَةٌ فَلْيَسْتَحِلَّ مِنْهُ قَبْلَ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لا دِينَارٌ فِيهِ وَلا دِرْهَمٌ إِنَّمَا هِيَ الْحَسَنَاتُ وَالسَّيِّئَاتُ»
«Кто притеснял своего брата мусульманина, то пусть покается в этом до того, как наступит День, когда не поможет ни дирхам, ни динар. В этот День он ничего не сможет сделать, оставшись только со своими благодеяниями и злодеяниями».
Помоги угнетенному защитить себя. Останови угнетателя от угнетения. Останови угнетателя, т.е. воспрепятствуй ему угнетать. Так советовал Пророк Мухаммад, мир Ему.
Будь полезным обществу, совершай благие деяния и имей при этом искреннее намерение, что ты делаешь это ради Аллаха 5 в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышнего.
Как улучшить свои намерения при выполнении благих дел
Для того, чтобы улучшить свои намерения, выполняя что-либо в соответствии с Шари‘атом, нужно быть искренним и надеяться на одобрение и вознаграждение от Аллаhа Всевышнего.
Все благочестивые деяния требуют намерения, и Аллаh Всевышний повелел верующему быть искренним во всех благих деяниях.
Искренность означает совершение благих деяний, стремясь при этом получить вознаграждение от Аллаhа Всевышнего.
Если благое деяние совершается, преследуя корыстные цели, то человек не получает вознаграждение. Это ведет к одному из больших грехов – лицемерию.
Когда человек совершает грехи, его не оправдывают слова: «Я этого не хотел». Например, нельзя одобрять сплетни, желая не огорчить собеседника.
Есть возможность при совершении одного благого деяния иметь несколько хороших намерений.
Например, человек при чтении Кур`ана намеревается быть покорным Аллаhу Всевышнему, намеревается получить религиозные знания, а также получить пользу от чтения для себя и тех, кто его слушает. Другой пример, когда человек кушает он может иметь намерение, что он кушает для того, чтобы иметь силу соблюдать повеления Аллаhа Всевышнего.
Сказано в Кур`ане (Сура 2 «Аль-Бакара», Аят 172):
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ
Это означает: «О те, которые уверовали. Ешьте, выбирая из того, что не запрещено».
Первое намерение при еде – что он выбрал дозволенное, выражая покорность Аллаhу Всевышнему.
Второе намерение – иметь силы, чтобы лучше соблюдать повеления Аллаhа Всевышнего.
Третье намерение – надеяться, что он будет более благодарным Аллаhу Всевышнему.
Сказано в Кур`ане (Сура 34 «Саба´», Аят 15):
كُلُوا مِنْ رِزْقِ رَبِّكُمْ وَاشْكُرُوا لَهُ
Это означает: «Ешьте из пропитания, которое дал вам Аллаh Всевышний, и будьте благодарными Ему ».
Намерение имеет два следующих значения:
— которое приводит тебя к решению что-либо сделать или сказать;
- целеустремленность при выполнении того, что ты решил сделать.
Когда человек решил что-либо сделать, он попадает в одну из трех ситуаций:
- он решил что-либо сделать и выполняет это.
- он решил что-либо сделать, но не выполняет это, хотя у него есть такая возможность.
- он хочет что-либо сделать, но не имеет возможности. Он говорит, что если бы мог, то он бы сделал это. Это приравнивается к действию.
Об этом есть Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, переданный ибн ‘Аббасом.
إِنَّ اللهَ كَتَبَ الْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ ثُمَّ بَيَّنَ ذَلِكَ فَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً, فَإِنْ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَنَاتٍ إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى أَضْعَافٍ كَثِيرَةٍ, وَإِنْ هَمَّ بِسَيِّئَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً, فَإِنْ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ سَيِّئَةً وَاحِدَةً مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ
«Воистину, нам суждено Аллаhом Всевышним делать и благие деяния, и плохие поступки. Аллаh Всевышний дал нам знать о том, что человеку, решившему сделать хорошее деяние, но не совершившему его, пишется одно вознаграждение. Человеку, решившему сделать хорошее деяние и совершившему его, Аллаh Всевышний даст вознаграждение от десяти до семисот, а может, и намного больше. Кто же думал совершить грех, но не сделал его ( но не сделал ради Аллаhа), тому Аллаh Всевышний даст одно вознаграждение. Если же человек все-таки думал сделать грех и совершил его, пишется ему как один грех».
Ты должен стремиться к тому, чтобы твои желания и намерения были лучше, чем поступки, так как о намерении человека знает только Аллаh, а поступки видят окружающие. Есть Хадис, который передал Ат-Тирмизий. В нем говорится, что Пророк, мир Ему, научил нас читать Ду‘а: «О Аллаh! Дай мне, чтобы мои благие деяния наедине были лучше, чем мои деяния при всех».
Когда улучшается внутренний мир человека, становятся лучше и его внешние действия.
Пророк, мир Ему, сказал:
إِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلا وَهِيَ الْقَلْبُ
Это означает: «Воистину, в теле есть орган. Если он здоров, то и тело здорово, если он испорчен, то и человек испорчен. Это сердце». Передали Аль-Бухарий и Муслим.
Кто утверждает, что у него в глубине души желания и намерения хорошие, а по его действиям явно видно, что он не соблюдающий, то он – обманщик.
Стремись сделать так, чтобы внутренние желания соответствовали внешним поступкам: соблюдай повеления Аллаhа Всевышнего, избегай запрещенного, относись с почтением к религиозным вопросам и спеши делать благие деяния от чистого сердца.
Пусть Аллаh Всевышний даст вам успех. Выражаем наши восхваления Аллаhу Всевышнему – Господу миров.